Комплексно-целевая программа «Школа Дмитрия Сергеевича Лихачева».

   В сегодняшнем мире важная задача стоит перед системой образования – обеспечить тесную связь между воспитанием человека образованного, то есть освоившего необходимый набор социальных опытов, и человека культурного. «Я считаю, что сейчас основная проблема в нашей стране – это проблема культуры», - заявил Д.С.Лихачёв в своем выступлении «У нас есть опыт преодоления падения культуры» на обсуждении книги «Судьба российской интеллигенции» 3 декабря 1996 года. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев – яркий представитель интеллигенции века минувшего и века настоящего, ум и совесть нации. Жизнь и научное творчество Лихачева достойно изучения в школе с целью формирования развитой, культурной личности. В выступлениях Д.С.Лихачева настойчиво звучит мысль о том, что сопровождающий развитие личности прочный гражданский мир возможен только на основе культуры. В его понимании вне культуры жизнь конкретного человека и человечества в целом лишена смысла. Учёный убеждён, что мир должен стать культуроцентричным. «Участие в культурной жизни есть неотъемлемое право каждого гражданина, поскольку человек является творцом культуры и ее главным творением», - написано в статье 5 «Декларации прав культуры». Понятия культуры и духовности взаимосвязаны. Духовность – это фундаментальное качество человека, его позитивное начало, вырастающее из чувства любви к людям, независимо от их национальности, понимания свободы как личной ответственности. Критерием духовности является способность человека в сложной жизненной ситуации сделать выбор в пользу творения, а не разрушения. Становление духовности происходит в процессе личного самосознания и приобщения к духовности общества. Проникновение в мир Д.С.Лихачева – «приобщение к духовности».
   Научное наследие академика Д.С.Лихачева велико – это богатейшие материалы по языку, литературе, истории, по тем предметам школьного изучения, которые способствуют воспитанию патриота, человека гуманного. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать, начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре» («Экология культуры»).
   В сложных современных условиях школа призвана быть центром эстетического, духовного и культурного развития личности школьника и воспитания его как гражданина своей страны, поэтому наша школа выбирает одним из приоритетных направлений – изучение жизни и творчества академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Вернуться